Прогулки по Иерусалиму

После прогулки… (вместо заключения)

Закончились наши прогулки по Иерусалиму древ нему и современному, Иерусалиму – городу трех религий и Иерусалиму – столице Государства Израиль. Иерусалиму, которому всего уже более четырех тысяч лет.

Мы смогли убедиться в том, как справедливы хвалебные оценки, адресованные городу в стихах и прозе, он все это заслужил.

Очень многое из того, что встретилось на пути, это не только познание, но и вдохновение – мы проникли в свою собственную историю, встретились со своей собственной судьбой…

Наконец почувствовали и свою духовность, а то ведь о ней часто говорят, а встретиться с ней, воспринять ее можно только здесь, на улицах Иерусалима, в его памятных местах. Только здесь, в Иерусалиме! И тогда можно еще раз повторить, что Иерусалим он же действительно "Мать всем нам…"

Кроме своего знаменитого прошлого город содержит не мало и важного настоящего – он фактическая столица Государства Израиль, он символ страны.

Судьба города, его повседневная жизнь неразрывно связаны с проблемами в стране. Город как столица на все происходящее отзывается в первую очередь. Да не только отзывается, но и руководит жизнью государства.

Иерусалим, однако, это не только евреи и их проблемы, но и арабы и их проблемы Но вникнуть в проблемы арабов основательно, тем более прогуляться по их кварталам не удалось. На этом пути предупреждения, предостережения, разделительные линии и даже стены…

Не удалось это сделать не только мне, но и бывшему послу Российской Федерации в Государстве Израиль А. Е. Бовину. Ведь он свою книгу о годах, проведенных в стране, назвал почему-то "5 лет среди евреев и мидовцев", а не "среди евреев и арабов", что больше бы соответствовало его прошлому – прошлому посла в стране, где живут евреи и арабы.

Кстати Александр Евгеньевич оказался стимулятором моего увлечения темой Святой земли. Еще в 1993 г. на моей первой книге "Жизнь в Израиле глазами очевидца" он написал "Спасибо за книгу, которую я прочел с интересом. Здоровья, успехов". Да и позвонил из Тель-Авива в Иерусалим и сказал мне то же. Его "добро" сопровождает меня в моем увлечении темой уже около пятнадцати лет. Спасибо ему, за "путевку в жизнь", литературную.

Сохранило свою актуальность для сегодняшнего дня стихотворение Маршака, написанное им в Берлине в 1918 г.

Вот оно:

ИЕРУСАЛИМ

По горной царственной дороге

Вхожу в родной Иерусалим

И на святом его пороге

Стою смущен и недвижим.

Меня встречает гул знакомый.

На площадях обычный торг

Ведет толпа. Она здесь дома,

И чужд ей путника восторг.

Шумят открытые харчевни.

Звучат напевы чуждых стран,

Идет, качаясь, в город древний

За караваном караван.

Но пусть виденья жизни бренной

Закрыли прошлое, как дым, –

Тысячелетья неизменны

Твои холмы, Иерусалим!

И будут склоны и долины

Хранить здесь память старины,

Когда последние руины

Падут, веками сметены.

Во все века, в любой одежде

Родной, святой Иерусалим

Пребудет тот же, что и прежде, –

Как твердь небесная над ним!

В своем стихотворении он "как в воду смотрел", ведь его строки о городе сохранили живучесть навсегда.

Мы покидаем Иерусалим и нас провожает скульптурная композиция (высота 8 м), которую я бы назвал "торжество жизни". А в Иерусалиме она называется просто "любовь". В ней на бетонном постаменте буквы иврита, означающие "любовь".

Имеется в виду любовь всеобъемлющая: к Родине – ее истории и культуре; к людям; к Земле; к Богу; к Иерусалиму; к другу и обычная человеческая любовь… Это скульптура для людей всех возрастов, всех национальностей, всех вероисповеданий. Для всех! Ведь нет на свете ничего сильней, чем настоящая любовь.

На этой ноте, при прощании с городом, мы забываем о его возрасте, о том, что он тысячелетник, и видим его современным, цветущим, молодым. В своей сегодняшней жизни он именно таков,

Задерживается окончание процесса Ближневосточного урегулирования. Еще предстоит разрубить и гордиев узел проблем Иерусалима. Ведь сегодня город разделяет невидимая черта, по обе стороны которой… находится Иерусалим. Иерусалим духовно принадлежит всем! Он должен остаться единым и неделимым, быть "Радостью всей земли", "Центром мира, "Градом Бога", "Святым городом" … Но не быть полем боя.

Иерусалим в его современной действительности не автономен, он не за крепостными стенами, он не монастырь.

Иерусалим не в изоляции от мира – он переполнен паломниками, туристами, политическими и деловыми делегациями. Город живет яркой, бурной, боевой жизнью. А в этой жизни упорный труд и борьба. Труд и борьба, да и молитвы, за процветание и мир.

 

Комментарии (0)

Пока пусто