После прогулки… (вместо заключения)
Закончились наши прогулки по Иерусалиму древ нему и современному, Иерусалиму – городу трех религий и Иерусалиму – столице Государства Израиль. Иерусалиму, которому всего уже более четырех тысяч лет.
Мы смогли убедиться в том, как справедливы хвалебные оценки, адресованные городу в стихах и прозе, он все это заслужил.
Очень многое из того, что встретилось на пути, это не только познание, но и вдохновение – мы проникли в свою собственную историю, встретились со своей собственной судьбой…
Наконец почувствовали и свою духовность, а то ведь о ней часто говорят, а встретиться с ней, воспринять ее можно только здесь, на улицах Иерусалима, в его памятных местах. Только здесь, в Иерусалиме! И тогда можно еще раз повторить, что Иерусалим он же действительно "Мать всем нам…"
Кроме своего знаменитого прошлого город содержит не мало и важного настоящего – он фактическая столица Государства Израиль, он символ страны.
Судьба города, его повседневная жизнь неразрывно связаны с проблемами в стране. Город как столица на все происходящее отзывается в первую очередь. Да не только отзывается, но и руководит жизнью государства.
Иерусалим, однако, это не только евреи и их проблемы, но и арабы и их проблемы Но вникнуть в проблемы арабов основательно, тем более прогуляться по их кварталам не удалось. На этом пути предупреждения, предостережения, разделительные линии и даже стены…
Не удалось это сделать не только мне, но и бывшему послу Российской Федерации в Государстве Израиль А. Е. Бовину. Ведь он свою книгу о годах, проведенных в стране, назвал почему-то "5 лет среди евреев и мидовцев", а не "среди евреев и арабов", что больше бы соответствовало его прошлому – прошлому посла в стране, где живут евреи и арабы.
Кстати Александр Евгеньевич оказался стимулятором моего увлечения темой Святой земли. Еще в 1993 г. на моей первой книге "Жизнь в Израиле глазами очевидца" он написал "Спасибо за книгу, которую я прочел с интересом. Здоровья, успехов". Да и позвонил из Тель-Авива в Иерусалим и сказал мне то же. Его "добро" сопровождает меня в моем увлечении темой уже около пятнадцати лет. Спасибо ему, за "путевку в жизнь", литературную.
Сохранило свою актуальность для сегодняшнего дня стихотворение Маршака, написанное им в Берлине в 1918 г.
Вот оно:
ИЕРУСАЛИМ
По горной царственной дороге
Вхожу в родной Иерусалим
И на святом его пороге
Стою смущен и недвижим.
Меня встречает гул знакомый.
На площадях обычный торг
Ведет толпа. Она здесь дома,
И чужд ей путника восторг.
Шумят открытые харчевни.
Звучат напевы чуждых стран,
Идет, качаясь, в город древний
За караваном караван.
Но пусть виденья жизни бренной
Закрыли прошлое, как дым, –
Тысячелетья неизменны
Твои холмы, Иерусалим!
И будут склоны и долины
Хранить здесь память старины,
Когда последние руины
Падут, веками сметены.
Во все века, в любой одежде
Родной, святой Иерусалим
Пребудет тот же, что и прежде, –
Как твердь небесная над ним!
В своем стихотворении он "как в воду смотрел", ведь его строки о городе сохранили живучесть навсегда.
Мы покидаем Иерусалим и нас провожает скульптурная композиция (высота 8 м), которую я бы назвал "торжество жизни". А в Иерусалиме она называется просто "любовь". В ней на бетонном постаменте буквы иврита, означающие "любовь".
Имеется в виду любовь всеобъемлющая: к Родине – ее истории и культуре; к людям; к Земле; к Богу; к Иерусалиму; к другу и обычная человеческая любовь… Это скульптура для людей всех возрастов, всех национальностей, всех вероисповеданий. Для всех! Ведь нет на свете ничего сильней, чем настоящая любовь.
На этой ноте, при прощании с городом, мы забываем о его возрасте, о том, что он тысячелетник, и видим его современным, цветущим, молодым. В своей сегодняшней жизни он именно таков,
Задерживается окончание процесса Ближневосточного урегулирования. Еще предстоит разрубить и гордиев узел проблем Иерусалима. Ведь сегодня город разделяет невидимая черта, по обе стороны которой… находится Иерусалим. Иерусалим духовно принадлежит всем! Он должен остаться единым и неделимым, быть "Радостью всей земли", "Центром мира, "Градом Бога", "Святым городом" … Но не быть полем боя.
Иерусалим в его современной действительности не автономен, он не за крепостными стенами, он не монастырь.
Иерусалим не в изоляции от мира – он переполнен паломниками, туристами, политическими и деловыми делегациями. Город живет яркой, бурной, боевой жизнью. А в этой жизни упорный труд и борьба. Труд и борьба, да и молитвы, за процветание и мир.
Комментарии (0)
Пока пусто