От архаики до модерна
Переходить на сторону Лоренц со стороны Себальд лучше всего по Музейному мосту, который начинается от Рыночной площади. Тем, кто входит в старые кварталы Нюрнберга с другой стороны, а именно через Королевские ворота, открывается вид на огромную смотровую башню. Главной достопримечательностью расположенной рядом Кёнигштрассе служит церковь Святой Марты. Западнее от нее находится Германский национальный музей – самое крупное учреждение подобного рода в немецкоязычных странах.
Его история началась в 1852 году, когда барон Ауфзесс захотел представить публике семейную коллекцию древностей. Спустя два года собрание переместилось из неудобного здания в кельи Картезианского монастыря, как отмечали путешественники позапрошлого столетия, прекрасно оборудованные, куда посетителей допускали ежедневно за небольшую плату в 30 крон. Монастырской братии были доверены уникальные вещи: гипсовые слепки с надгробных памятников, обломки древних строений, печи и прочие элементы античного быта, каменные и бронзовые инструменты, одежда, доспехи, оружие, орудия пыток, романская мебель, лучшие образцы старинной живописи по стеклу. Фреска Каульбаха "Император Оттон III открывает гроб Карла Великого" символически объясняла цель создания музея, а именно рассказать людям о прошлом Германии с помощью реальных предметов.
Германский национальный музей
В часовнях монастыря хранились древности, приобретенные в церквях: отделанный серебром шкаф, где в свое время лежали сокровища империи, расписанная Дюрером хоругвь, вышивки, златотканые материи. В смежных с часовнями залах можно было увидеть собрание старых карт, планов, брошюр, книжных переплетов. В комнаты, отведенные под коллекцию германской живописи, гости проходили в сопровождении служителя. Здесь хранились воистину бесценные, зачастую прикрытые створками картины "Богородица в гробу" (начало XV века, пражская школа), "Иисус и святые" (XV век, школа Стефана Кёльнского), "Император Максимилиан" (Альбрехт Дюрер). В дальнем углу за плотной шторой находился "Портрет почтенного бюргера Иеронима Хольцшуэра" – одно из лучших произведений Дюрера, своеобразная святыня музея, которую сторож торжественно открывал только для просмотра. В годы Второй мировой войны Германский национальный музей не действовал и был вновь открыт только в 1952 году. Полувековой юбилей возрожденное учреждение отметило скромным торжеством и пополнением фондов, кстати, без того обширных, охватывающих почти все области искусства, истории и народной культуры.
Глобус Мартина Бехайма. Экспонат Германского национального музея
Сегодня зайти в Германский национальный музей стоит даже ради одного экспоната – созданного Мартином Бехаймом первого глобуса Земли, на котором еще нет Америки. Однако посетителям предлагается осмотреть больше миллиона экспонатов. Уникальные вещи размещены в колоссальном лабиринте залов. Экспозиция начинается с примитивных орудий, изготовленных более 30 тысяч лет назад. Менее отдаленные эпохи представлены осколками посуды, предметами языческого культа, в частности огромными золотыми колпаками, составлявшими костюм жреца храма солнца: считается, что предки современных жителей Нюрнберга охотнее поклонялись небесным светилам, отдавая предпочтение именно солнцу.
В просторных залах музея свободно помещаются такие экспонаты, как повозки готов, в отдельных комнатах выставлены мелкие и крупные произведения искусства эпохи Каролингов, настоящее готическое окно, а также макеты средневековых аптек и ремесленных мастерских.
Настоящими сокровищами музея являются скульптуры Штосса и Краффта, картины Дюрера и Альтдорфера, постоянная выставка оружия, единственное в своем роде собрание кукольных театров. Любители музыки могут представить развитие этого вида искусства по всевозможным инструментам, от каменного свистка до пианино, здесь составляющим самую большую в мире коллекцию.
Альтдорфер – одна из наиболее сложных фигур в германской живописи. Художник, не однажды радикально менявший стиль, тем не менее сохранил верность пафосному видению природы. Его произведениям свойственны выразительность цвета и масштабность композиции, где среди сложной атрибутики не теряются герои. Картины Альтдорфера настолько содержательны, что, глядя на любую из них, кажется, что автор иллюстрирует философский трактат. Хронисты относят раннее творчество этого мастера к первому десятилетию XVI века, хотя первое созданное им полотно "Лесной пейзаж с битвой Святого Георгия" датировано 1510 годом. Предполагается, что тогда он жил в Регенсбурге, где, видимо, родился и начал обучаться живописи. Далее из творчества молодого живописца на много лет ушли таинственные пейзажи, которые сменились историческими сюжетами, изумлявшими точной передачей деталей и роскошью ярких красок. Таковым является серия полотен, выполненных к 1518 году для австрийского монастыря Святого Флориана. Они предназначались для грандиозной композиции алтаря, ныне рассеянной по музеям Европы.
Комментарии (0)
Пока пусто