Контакты с представителями власти
Нередко в пути и в нашей российской жизни происходит контакт с милицией, с гаишниками, с контролёрами, с проводниками, с ОМОНом. Если в момент контакта вы делаете что-то нехорошее (например, воруете продукты из магазина, или перевозите наркотики) — вы сами допрыгались, и советов на этот случай не будет. Но обычный добропорядочного путешественника задерживают не за столь вредные, а за вполне обычные действия.
Перешёл улицу на красный свет; просился в поезд или в локомотив поезда; не имел местной прописки (регистрации); спал в палатке или в подъезде; громко разговаривал; находился с рюкзаком в общественном месте; чем-то напоминал кавказца (а на Кавказе — напротив, отличался от местных); проезжал без билета; спрашивал дорогу на Омск… — да мало ли поводов, способных задеть за живое блюстителя нашего, пост-советского, порядка!
Первое, что сделает блюститель порядка, — спросит ваши документы. При поездках весьма желательно иметь паспорт! Покажите его.
Дальше вас, задав пару вопросов, обычно оставляют в покое. На вопросы отвечайте честно! Если вы из Москвы (Питера, Урюпинска) — так и говорите. Если едете в Магадан (Берлин, Сингапур) — так и говорите. Если автостопом, тоже не скрывайте этого факта. Вы должны помнить про себя, что ваш путь велик и достоин того, чтобы вас, во всяком случае, расспросили и накормили.
В некоторых местах до сих пор пристают по поводу "где ваша регистрация?" Объясните, что путешествуете автостопом, в данный город заехали транзитом и сегодня (или завтра) уезжаете. Даже официально, пребывающим в одном месте до трёх суток, регистрация не нужна.
Длинный язык — посох путешественника. Помните это. Пусть будет ваш язык при необходимости так же длинён, как и путь, вами преодолеваемый.
Правда — двигатель мудреца! Не врите даже в мелочах — это вредно.
Не уклоняйтесь от беседы. Чем больше интересного и неожиданного от вас они узнают, тем лучше. На одно слово отвечайте двумя. Очень хорошая вещь — Дорожная грамота, официального вида бланк, желательно с печатью, показывающий, что вы — важная экспедиция, что вы не "сами от себя", а посланы кем-то — об этом уже упоминалась в разделе "Электрички". Это уменьшит желание задерживать вас на долгое время. В качестве ксивы пригодится даже командировочное удостоверение. Но можно обойтись и без неё.
Вас могут обыскать — не обижайтесь. Обыск — лишний повод поговорить.
Итак, основные компоненты правильного поведения: 1) подчинение, 2) документ/ксива, 3) загруз информацией. Не убегайте от милиционера и не сопротивляйтесь ему. И, естественно, не будьте пьяны и не перевозите наркотики.
Возвращаясь из Магадана, мы с Андреем были задержаны вохровцами на станции Чара (БАМ) за попытку переговорить с машинистом локомотива. Мы охотно подчинились, и, рассказав историю нашего путешествия, получили в подарок хлеб, сало, лук, чай, сахар и другие продукты. Потом нас переправили милиционерам. Жизнь сложилась так, что мы подружились и с ними, поужинали, помылись и переночевали в гостях у начальника ЛОВД, после чего специально вызванный конвой отвёз нас в купейном вагоне поезда на 300 км ближе к Москве — до ст.Таксимо, где конвой вышел, а мы продолжили путь свой в поезде том.
Гаишник обычно так занят извлечением штрафов из водителей, что к нашему пешему житию относится более сочувственно. Документы (паспорт) может посмотреть. Иногда может, по вашей просьбе, застопить вам нужную машину, но к его услугам прибегать не рекомендуется, т.к. гаишник и связанные с ним люди воспринимаются водителями отрицательно. Помните — обращение к тёмным силам за помощью не приводит к победе! Иногда бывает удобно заночевать на посту ГАИ (в глухой местности).
Контролёры электрички имеют свойство спрашивать билет. "Дорожная грамота", о которой уже говорилось, также удовлетворит их. Если у вас нет ничего сего, можно (по желанию) всё же поискать по карманам, а можно честно сообщить: нет билета, а на предложение оштрафоваться, воздевать глаза к небу. При предложении выйти из электрички — перейти в тамбур и стоять в нём. Высадка из электрички — явление очень редкое и происходит не чаще, чем 1 раз за 5000 км путей. Вызова милиции не стоит пугаться, но если милиционер появится и спросит документы, покажите паспорт.
Интересно, что штраф, равный повсеместно 10% от минимального размера месячной заработной платы, значительно меньше стоимости проезда в обычной электричке — скажем, Тверь-Москва. Контролёр получает в свой карман небольшой процент штрафа, так что будет удовлетворён тайно врученной мелкой мздой, разумеется, без квитанции.
Контролёра электрички, как болезнь, желательно предупредить ещё до наступления трудностей с оным. Так, на многих оживлённых направлениях существует негласное правило: контролёр не трогает торгующих. Поэтому, зная, что в электричке имеется контролёр, полезно пронести, торгуя, по вагонам навстречу контролёру некую вещь, например, эту книгу.
Есть и другой метод. Если контролёров не один, а двое, и электричка непуста, проследите — в каком вагоне находятся эти прихватчики, занятые своим неблагодарным делом, — войдите в этот вагон, пока его проверяют, и встаньте в уже проверенную часть его. Контролёры, пройдя вагон с обоих сторон, объединятся в середине его и пройдут мимо вас, на уже "проверенных" пассажиров внимания не обращая.
Комментарии (0)
Пока пусто