Практика вольных путешествий

Поведение в машине

Остановить машину — это половина дела; надо в ней уехать, да и водитель чтобы остался доволен. Итак, подбегаем к дверце, начинается общение с водителем. Многих начинающих автостопщиков интересует: что говорить? Вот один из вариантов вопроса:

— Здравствуйте, можно с вами сколько-нибудь проехать по трассе?

Обычно следует ответ "садись" или "а куда?" Я, как правило, называю свой конечный пункт: "я, вообще, в Москву, — но, сколько с вами по пути". Дальний пункт назначения сразу вызывает интерес водителя и может стать темой для последующего разговора. Можно говорить и так: "Здравствуйте, можно с вами сколько-нибудь проехать в сторону Москвы?" — "Москвы, — удивляется водитель, — я только до Туймазы", — мы соглашаемся, и начинается разговор: "В Москву-у-у??" и т.д.

Если я знаю, что перед городом N. ближайшая хорошая позиция, я могу спросить так:

— Здравствуйте, можно с вами до N?

На Кавказе, в Средней Азии, во многих дальних странах, да и всюду, где вас беспокоит, не окажется ли водитель таксистом, скажите, например:

— Здравствуйте! Подвезите сколько-нибудь по трассе. Платить нечем!

или, сперва узнав у водителя, куда он едет,

— Можно с вами? Без денег!

На что водитель скажет: "Да какые дэнги, дарагой, паехали!" и вы достигнете успеха.

Можно спросить и так:

— Здравствуйте! возьмите автостопщика в сторону N!

— А что такое "автостопщик"? — спросит водитель. Вы расскажете ему сие и достигнете успеха.

…Многих интересует вопрос: о чём ещё разговаривать с водителем?

Здесь нужно избегать крайностей. Одни автостопщики непрерывно болтают, рассказывают истории и анекдоты; другие, наоборот, молчуны. Однако, наиболее мудр тот, кто заставляет разговориться самого водителя. Сам мудрец при этом спокойно воспринимает информацию, задаёт вопросы, но основную речь произносит водитель, радующийся, какого интересного собеседника в вашем лице он нашёл.

Темы для разговора могут быть различны. Спросите водителя, куда он едет, и расспросите об этом городе. Что в этом городе интересного? Старинный ли он? Как живут люди? Какие там цены? Сколько времени туда ехать? Если водитель — дальнобойщик, спросите его, приводилось ли ему быть в местах, которые вас интересуют. Давно ли работает дальнобойщиком? А раньше где работал? Предоставьте водителю возможность живописно рассказать, как развалилась та отрасль народного хозяйства, в которой он работал, прежде чем стал дальнобойщиком.

Если водитель перегоняет машины с Запада, спросите его, как живут на Западе. Напомните ему, что у нас лучше. Если машина — крутая иномарка, расспросите о её свойствах. Спросите, часто ли пристают гаишники.

Водители являются источником ценнейшей информации о дорогах, о транзите городов, об особенностях трассы, а иногда — и о местных достопримечательностях. Не упускайте возможности извлечь из водителя эту информацию. Вы узнаете куда больше, чем если будете всем навязывать одну и ту же свою историю. Ну а если водитель заинтересуется и вами, тогда дело в шляпе, и вы будете довольны общением вдвойне.

Ночью автостопщиков обычно берут именно для того, чтобы отогнать сон интересной беседой. Ночью спать в едущей машине категорически запрещается!

Начинающих волнует вопрос оплаты проезда. Однако, легко убедиться, что большинство водителей на всех трассах России и во многих странах бывшего СССР не требует (и не ожидает) никакой оплаты! Даже на выезде из большого города (Москва, Питер) просят деньги только 20% остановившихся водителей или того меньше. Причём "таксист" сразу спросит: "А сколько дашь?" Если при посадке в машину водитель не сообщил об оплате, то этот вопрос и дальше не возникнет. (А вот в черте города оплата проезда может подразумеваться, поэтому там надо сразу предупредить!)

Если вы в машине, общаясь, наладили хороший контакт с водителем, то об оплате никто и не вспомнит. Более того, некоторые водители стараются накормить автостопщика и даже дать ему денег на еду или на дорогу.

С другой стороны, автостопщик сам обязан проявить заботу о водителе. Если у вас есть продукты питания, или питьевая вода, или жвачка — обязательно надо предложить. Хотя водитель, как правило, отказывается, нужно использовать шанс отблагодарить его. Подарите ему книгу "Практика вольных путешествий".

А уж если вы подружились с водителем, он провёз вас, и уже выходя из машины, вы услышали неожиданный возглас:

— А на бензин???

…Случаются ли такое? В России — крайне редко. У меня было всего несколько таких случаев. Поскольку это — свидетельство непрофессионализма автостопщика (не сумел или поленился объяснять свою сущность), то, если у меня есть деньги, то я могу пожертвовать водителю часть их. Некоторые люди предлагают в подобных случаях врать, что денег вообще нет. Но если вы не предупредили водителя заранее, и у вас есть деньги, экономить их глупо. Деньги экономить — что воздух экономить. Ну а если денег у вас действительно нет, так и скажите.

Вообще, если водитель, подвезший вас, спрашивает: "а деньги??" — это не значит, что водитель плохой, а значит, что автостопщик дурак. В дальних странах Азии и Африки водителей всегда надо предупреждать при посадке, заранее выучив на местном языке фразу "Денег нет!", ибо во многих местах оплата проезда подразумевается и ожидается, а машины и грузовики представляют собой единственный общественный транспорт.

Однажды в Замбии водитель инкассаторской машины, подвозившей нас, попросил денег! Но когда мы ему отказали, он не сильно расстроился и отправился заполнять свою машину в других местах.

 

Комментарии (0)

Пока пусто