Турция. Средиземноморье. Путеводитель

**Эфес

Не более чем в 3 км от Сельчука, в устье реки Малый Меандр (Kk Menderes), раскинулся, пожалуй, самый знаменитый в наше время античный город на побережье Малой Азии – город **Эфес (Efes)

(21). Ионийские греки примерно в 1200 году до н. э. основали поселение рядом с древним святилищем анатолийской богини плодородия Кибелы. Под греческим влиянием культ этой богини уступил место культу эфесской Артемиды. После периода правления лидийского царя Крёза здесь сменяли друг друга греки и персы, пока этот процветающий город не достался в 190 году до н. э. Пергамскому царству. Когда Пергамское царство отошло римлянам (133 г. до н. э.), Эфес стал столицей римской провинции Азия. При римских императорах он превратился в один из крупнейших городов античного мира с населением более чем 200 000 человек. В 330 году Константин I Великий провозгласил Византию (Константинополь) новой столицей. Вызванный этим постепенный упадок Эфеса ещё больше ускорился из-за обмеления гавани. Землетрясения и набеги арабов в 668 и 718 годах принесли новые разрушения. Завоёванный сперва сельджуками (1304 г.), потом монголами (1402 г.) и османами (1426 г.), некогда самый роскошный город Малой Азии на несколько столетий превратился в груды развалин.

В результате раскопок, ведущихся с 1869 года под руководством австрийцев (недаром в Венском Хофбурге есть Эфесский музей с Парфянским фризом), здесь были обнаружены самые обширные и лучше всего сохранившиеся остатки древнего города на территории Турции. Большинство раскопанных построек относится к римской эпохе.

Экскурсия по Эфесу

Миновав вход, вы видите справа площадь Верулана 

(9) (II в.), а слева театр-гимнасий 

(10) (II–IV вв.), который, как полагают, был крупнейшим оздоровительным заведением города.

Первая важная достопримечательность на вашем пути – это **Большой театр 

(11) I века. Хорошо сохранившееся сооружение диаметром 130 м с 66 рядами могло вместить примерно 25 000 человек. В 53 году н. э. оно стало ареной драматического конфликта, когда верные Артемиде эфесцы жестоко ополчились на пребывавшего в городе апостола Павла за его миссионерскую деятельность (Деяния апостолов, 19, 23–40).

С верхних рядов отчётливо видна Аркадиана 

(12) (украшенная колоннами портовая улица), который по прямой тянется на запад мимо портового гимнасия 

(13) и портовых терм 

(14) туда, где находилась ныне пересохшая гавань

(15) великого античного города.

У театра начинается ведущая на юг Мраморная улица

(16), с одной стороны которой лежит Нижняя Агора 

(17) (рыночная площадь) квадратной формы, некогда окаймлённая торговыми лавками. Длина её боковых сторон равна 118 м.

В конце Мраморной улицы с правой стороны стоит двухэтажное здание знаменитой **библиотеки Цельса 

(18) – жемчужина римской архитектуры. Она носит имя римского проконсула и наместника Тита Юлия Цельса, который умер здесь в 114 году н. э. и был погребён в библиотеке, в то время роскошно отделанной разноцветным мрамором.

Библиотека Цельса в Эфесе.

Храм Афины в Приене.

У библиотеки Цельса на юго-восток сворачивает *улица Куретов, поднимаясь затем к Верхней Агоре. С левой стороны от дороги находится здание, в котором, видимо, был публичный дом

(19). Справа стоит Октогон

(20), восьмигранный мавзолей египетской принцессы Арсинои IV. В своих притязаниях на престол она проиграла Клеопатре VII (51–30 гг. до н. э.), известной своими любовными связями с двумя полководцами, Юлием Цезарем и Марком Антонием, и жила в изгнании в Эфесе.

Настоящее архитектурное сокровище – небольшой **храм Адриана

(21), поражающий своим богатым убранством. Это святилище, большей частью восстановленное, служило культу личности римского императора (117–138 гг.). На замковом камне архитрава изображена фигура богини Тихе, являющей собой символ удачи торгового города. С севера к храму примыкают когда-то многоэтажные термы Схоластики

(22) (III в.).

На противоположной стороне улицы Куретов находятся обнаруженные всего несколько лет назад *нагорные дома 

(23) (отдельный вход) с добротными фризами, цветной настенной живописьюи искусной мозаикой (образцы выставлены в музее города Сельчук). Частные бани и гипокаусты (отопительные системы под полом) свидетельствуют о высоком уровне благоустройства домов элиты при римских императорах. Крыши домов реконструированы в соответствии с античными образцами.

Далее слева находится *Нимфеон Траяна 

(24) – роскошный фонтан, украшенный в античное время статуями императора (98-117 гг.) и других сановников, а ещё дальше ворота Геракла 

(25) с рельефом, изображающим греческого героя.

В конце улицы Куретов стоит памятник Меммию

 

Комментарии (0)

Пока пусто