Турция. Средиземноморье. Путеводитель

**Пергам – *Бергама

Примерно в 110 км к северу от Измира лежит симпатичный городок *Бергама (Bergama)

(4), насчитывающий 45 000 жителей. Он примечателен своими колоритными чайханами и типичным турецким *Старым городом с мечетями, сельджукскими минаретами и крытым базаром. Горожане сидят в своих лавках у подножия 333-метровой горы: селиться наверху они считают бессмысленным.

Вид с Асклепиона на крепостную гору в Пергаме.

Совсем по-другому смотрели на это Атталиды – влиятельная эллинистическая династия древнего **Пергама (Pergamon), которая стремилась продемонстрировать свою власть и богатство всему миру. Атталиды правили с III в. до н. э. по 133 г. до н. э., до того момента, когда бездетный Аттал III завещал свою империю римлянам. Они использовали уступы горы, возвышающейся в центре города, как престижную стройплощадку, возведя на ней целый ряд зданий, которые стали знаменитыми во всём античном мире. Период процветания продолжался и в римскую эпоху, когда во II веке рядом с храмами в честь императора была построена новая городская стена. Позднее – в сельджукский и османский периоды – у подножия горы возник новый город Бергама.

Обзорная экскурсия начинается на Нижней Агоре

(1), рыночной площади размером 80 x 50 м в Нижнем городе. Царь Евмен II велел застроить её двухэтажными колоннадами и торговыми лавками. Над ней раскинулся Средний город, в котором выделяется большой комплекс с тремя гимнасиями 

(2) II века до н. э. Каждый гимнасий был предназначен для определённой возрастной группы.

На западе к гимнасиям примыкает храм Деметры

(3), возведённый в III веке до н. э. В античную эпоху здесь проводились Элевсинские мистерии, а сейчас в этом комплексе сосредоточены основные работы археологов, продолжающих раскопки.

Особого внимания заслуживает строение Z

(4), большой дом с перистилем, украшенный тремя прекрасными *мозаиками и служивший, вероятно, местом заседаний притании (городского совета).

Минуя остатки греческих и римских жилых домов, так называемые *городские раскопки

(5), а затем героон (храм с гробницей, посвящённый памяти героя) и лавки, торговавшие маслом и вином, вы выйдете к римской бане 

(6) и подниметесь к Акрополю.

На обширном **Акрополе (Верхний город) была сосредоточена парадная архитектура этого космополитического города. Здесь видны плохо сохранившиеся остатки Верхней Агоры 

(7) площадью 44 x 85 метров с небольшим храмом Диониса на западной стороне.

Своей славой центра искусства и науки в античном мире Пергам обязан не только библиотеке (см. ниже), но в первую очередь алтарю Зевса

(8), причисленному к семи (неканоническим) чудесам света. Алтарь возвышался на цоколе площадью 36 x 34 м, окаймлённого многофигурным фризом длиной 120 м и высотой 2,30 м, на котором была изображена борьба между богами и титанами – символ триумфальной борьбы Атталидов против галатов (малоазиатских кельтов). Эта скульптурная композиция была создана при Евмене II примерно в 180–160 гг. до н. э. После начала раскопок (1878–1886 гг.) немецкий инженер Карл Хуманн (1839–1896) перевёз её в Берлин, и сейчас она известна всему миру как **Пергамский алтарь. А на её первоначальном месте теперь стоят лишь три пинии. Многолетние археологические раскопки под руководством специалистов из Германии продолжаются здесь до сих пор.

Дорическому храму Афины

(9), украшенному многочисленными статуями на тему той же борьбы с галатами, некогда принадлежала великолепная библиотека

(10), от которой сегодня сохранились лишь жалкие остатки. Её собрание текстов, насчитывавшее более 200 000 томов, было знаменито прежде всего тем, что они были написаны не на египетском папирусе, распространённом в то время, а на пергаментной бумаге (pergamon = шкура тонкой выделки).

На Акрополе, кроме того, были расположены героон 

(11) в честь Атталидов и просторные, включающие по несколько внутренних дворов и колоннад царские дворцы

(12).

На самом высоком месте Акрополя во II веке был возведён *храм Траяна 

(13) (Траяней), покоившийся на мощном высоком фундаменте и видный издалека. Как и многие монументальные строения в римских провинциях, он служил для утверждения культа императора. Его коринфские колонны, теперь заново собранные из античных обломков и современных блоков, считаются образцом бережной археологической реконструкции.

**Театр

(14), величественно раскинувшийся на склоне, вмещает более чем 15 000 зрителей и насчитывает 80 рядов. Он был вырублен в крутом скальном откосе Верхнего города. Попасть в него можно из храма Афины.

 

Комментарии (0)

Пока пусто